Вы здесь

Методические рекомендации

За 2019 год Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее – Управление) было зарегистрировано 387 муниципальных правовых актов, из них – 5 уставов, 382 акта о внесении изменений в уставы; решений об отказе в государственной регистрации приняты в отношении 71 муниципального акта, из них 6 – уставов, 65 – актов о внесении изменений в уставы.

За 2020 год Управлением было зарегистрировано 94 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы; решений об отказе в государственной регистрации приняты в отношении 54 муниципальных актов, из них 10 – уставов, 44 акта о внесении изменений в уставы.

Управлением были проанализированы отказы в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов), среди которых выявлены типичные основания несоответствий федеральному и региональному законодательству, а также коррупциогенные факторы, повлекшие отказы в государственной регистрации.

                     I.Типичные основания для отказа в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов)

Нарушение федерального законодательства

1) Нарушение статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в части закрепления в муниципальных правовых актах норм о преобразовании муниципальных образований

Так, один из пунктов муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования предусматривал:

«- в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4-6.2, 7-7.2 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования».

Вместе с тем, согласно Уставу муниципального образования и Закону Саратовской области муниципальное образование было наделено статусом сельского поселения.

Однако, изменения, которые вносились пунктом муниципального правового акта, содержали ссылки, в том числе, на нормы, которые не относились к сельскому поселению, а в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ относились к городскому поселению (часть 7 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ), внутригородским районам (части 3.2, 6.1, 6.3 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ), городским округам (части 3.3, 5.1, 7.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ), муниципальным районам (части 4, 6 статьи 13 Федерального закона
№ 131-ФЗ).

Таким образом, пункт муниципального правового акта не соответствовал частям 3.2, 3.3, 4, 5.1, 6.1, 6.3, 7, 7.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ и Закону Саратовской области.

2) Нарушение части 7.1 статьи 40 Федерального закона
№ 131-ФЗ в части закрепления в муниципальных правовых актах «иное лицо, замещающее муниципальную должность»

Так, один из пунктов муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования предусматривал, что «Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Однако, согласно части 7.1. статьи 40 Федерального закона
№ 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом».

Таким образом, часть 7.1. статьи 40 Федерального закона от № 131-ФЗ не содержит ссылки на «иное лицо, замещающее муниципальную должность».

3) Нарушение части 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ в части закрепления в муниципальных правовых актах норм о временном исполнении полномочий главы муниципального образования, в случае его временного отсутствия

Пунктом муниципального правового акта вносились изменения, согласно которым: «в случае временного отсутствия главы муниципального (в связи с болезнью, отпуском и по другим причинам), а также досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно, до избрания нового главы муниципального образования исполняют: секретарь Совета исполняет обязанности главы муниципального образования по организации деятельности Совета, по деятельности местной администрации муниципального образования обязанности главы муниципального образования исполняет заместитель главы администрации муниципального образования».

Однако, согласно части 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Таким образом, в статье Устава, определяющей досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования, должно быть определено только одно лицо, исполняющее полномочия главы муниципального образования в случае его временного отсутствия.

Кроме того, согласно разъяснениям Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Минюста России от 11.02.2020 № 08-14946/20 в случае временного отсутствия главы сельского поселения, исполняющего полномочия председателя представительного органа сельского поселения и одновременного возглавляющего местную администрацию, его полномочия может исполнять только депутат этого представительного органа.

Нарушение регионального законодательства

1) Нарушение требований Законов Саратовской области о муниципальных образованиях, входящих в составы муниципальных районов.

Так, в муниципальных правовых актах были внесены нормы, касающиеся вопросов местного значения муниципальных районов: «утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории».

Поскольку Законами Саратовской области о муниципальных образованиях, входящих в состав муниципальных районов установлены границы муниципальных образований, следовательно, на территории муниципальных районов Саратовской области отсутствуют межселенные территории.

В связи с чем, предлагаем излагать указанный вопрос местного значения муниципального района в следующей редакции: «утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд».

Выявление нарушений установленного действующим федеральным законодательством порядка принятия муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования

1) Несоблюдение требований по кворуму для принятия решения представительного органа муниципального образования

В муниципальном правовом акте, представленном на государственную регистрацию пакете документов имелся протокол заседания представительного органа местного самоуправления, согласно которому на заседании присутствовало 6 депутатов представительного органа муниципального образования

В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона
№ 131-ФЗ муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Так, согласно нормам Устава муниципального образования представительный орган состоит из 10 депутатов.

Таким образом, для принятия решения представительного органа муниципального образования требовалось 7 депутатов представительного органа местного самоуправления.

2) Несоблюдение требований по опубликованию (обнародованию) проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав

В представленном на государственную регистрацию пакете документов имелось информационное письмо, согласно которому проект решения представительного органа муниципального образования был обнародован 05.11.2019 в установленных местах.

Вместе с тем, решение представительного органа местного самоуправления о внесении изменений в устав муниципального образования было принято 03.12.2019.

В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона
№ 131-ФЗ, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Таким образом, процедура принятия решения представительного органа местного самоуправления проведена с нарушением установленного действующим законодательством порядка принятия муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

                            II.Предложения по совершенствованию норм уставов муниципальных образований

1. Предлагаем части статьи Устава, в которых определяется досрочное прекращение полномочий представительного органа, главы муниципального образования, главы местной администрации изложить в следующей редакции:

Для сельского поселения:

пункт __части__ статьи __  (указать пункт части статьи устава, в которой определяется перечень оснований для досрочного прекращения полномочий представительного органа) изложить в следующей редакции:

«___) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 5, 6.2, 7.2 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;»;

пункт __части__ статьи __  (указать пункт части статьи устава, в которой определяется перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования) изложить в следующей редакции:

«___) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 5, 6.2, 7.2 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;»;

пункт __части__ статьи __  (указать пункт части статьи устава, в которой определяется перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, - в случае наличия такой должности в муниципальном образовании) изложить в следующей редакции:

«___) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 5, 6.2, 7.2 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;»

Для городского поселения:

пункт __части__ статьи __  (указать пункт части статьи устава, в которой определяется перечень оснований для досрочного прекращения полномочий представительного органа) изложить в следующей редакции:

«___ ) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 5, 6.2, 7, 7.2 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;»;

пункт __части__ статьи __  (указать пункт части статьи устава, в которой определяется перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования) изложить в следующей редакции:

«___) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 5, 6.2, 7, 7.2 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;»;

пункт __части__ статьи __ (указать пункт части статьи устава, в которой определяется перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, - в случае наличия такой должности в муниципальном образовании) изложить в следующей редакции:

«___) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 5, 6.2, 7, 7.2 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;»;

2. В случае цитирования норм федерального законодательства, необходимо конкретизировать понятие «субъект Российской Федерации», посредством указания Саратовской области.

06 февраля 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).